Четвертая часть «Метроритмического букваря» под названием
«Метроритмические фантазии», является сборником метроритмических
упражнений, помогающих ученикам творчески осмыслить и закрепить на
практике знания, полученные в процессе изучения предыдущих частей
учебного пособия.
Особенностью методики, представленной в данных учебниках, является
то, что все правила, необходимые для понимания музыкального метроритма,
излагаются в них в сравнении с русской разговорной речью и поэтическим
языком, то есть параллельно с обучением детей 5–8 лет чтению.
Каждое упражнение данного сборника не только подтверждает то или
иное правило метроритмической организации музыки, учит анализировать и
грамотно оформлять нотный текст, не только развивает метроритмический
слух, артикуляцию и координацию движений учащихся, но и является основой
для сочинения различных музыкальных построений.
Шаг за шагом дети постигают смысл вокальной группировки нот, учатся
выразительно читать и воплощать в музыкальные звуки ритмически
организованные слова, фразы, предложения, т. е. начинают «разговаривать»
на музыкальном языке. Освоение представленных в различных метроритмических вариантах
текстов народных и авторских стихов развивает творческое воображение
ребят, способность фантазировать. Особое место в сборнике занимает глава, посвященная сравнению
песен, изложенных в вокальной группировке с их инструментальным
вариантом.
Все части пособия отражают многолетний опыт работы автора в классе
сольфеджио с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Метроритмический букварь можно использовать в качестве рабочей
тетради в подготовительных группах детских садов и для начального
обучения в ДМШ и ДШИ. Не исключается возможность применения этой
методики, направленной в целом на всестороннее творческое развитие
детей, в подготовительных и младших классах общеобразовательных школ.