История литературы и искусства советской эпохи красноречиво свидетельствует об удивительной способности человеческого духа извлекать пользу даже из самых неблагоприятных обстоятельств. Это относится прежде всего к искусству музыки. В стране, где свободное слово подавлялось всеми возможными способами и даже изобразительные искусства подвергались строжайшей цензуре, академическая музыка оказалась в привилегированном положении. Пользуясь словами Андрея Платонова, музыка при репрессивном режиме есть «окончательно запрещенная литература, когда она замычала, — и из этого, из окончательного запрещения, — явилось самостоятельное великое искусство».
В настоящей книге предпринят обзор музыки, созданной композиторами советской страны, представляющими разные поколения и направления, за семь с половиной десятилетий ее существования. В трех частях книги речь идет, соответственно, о музыкальных течениях 1920-х годов, о музыке сталинского периода и о развитии музыкального искусства в послесталинском СССР. Текст снабжен нотными иллюстрациями. К основному тексту прилагается хронограф музыкальных произведений и событий музыкальной жизни.