Можно ли спеть сольфеджийный пример или написать диктант, не имея представления о строении музыкального текста — о мотивах, фразах, каденциях, простейших формах? В трех тетрадях учебного пособия предлагаются теоретические сведения и богатейший музыкальный материал, который в доступной для учащихся форме познакомит с синтаксисом музыки как временнуго искусства, с диатоникой как ладовым наклонением мажора и минора. Ярко представлена насыщенная примерами тема «Хроматика. Модуляция».
Разнообразные методически продуманные упражнения и задания помогут лучше ощутить ладовую окраску музыки, а также ее пульс — метроритм. Восприятие музыки углубит и обогатит знакомство со свойствами интервалов и аккордов. Осваивая их не только в практических упражнениях, но и на многочисленных примерах из музыкальной классики, юные музыканты по-новому услышат известные им произведения и будут осмысленнее, выразительнее их исполнять.
Настоящее издание предназначено для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ и восполняет острую нехватку такого рода учебных пособий. Оно построено по тематическому принципу и состоит из шести разделов, объединенных в три тетради:
Тетрадь 1 — Музыкальный синтаксис. Метроритм
Тетрадь 2 — Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция
Тетрадь 3 — Интервалы. Аккорды
Такая структура учебного пособия даст возможность преподавателю самостоятельно планировать темп прохождения учебного материала и распределение его по классам, прорабатывать одновременно упражнения из разных тем и разделов, учитывать возможности каждой группы учащихся.
Музыкальный материал «Сольфеджио» включает примеры отечественной и зарубежной музыки XVIII–XX веков, ранее не использовавшиеся в учебной практике, народные песни, а также авторские интонационные и ритмические упражнения, задания для игры на фортепиано.
Допущено Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия по предмету «Сольфеджио» для учащихся 6–8 классов детских музыкальных школ и детских школ искусств