Учебное пособие адресовано пяти-шестилетним детям, начинающим обучаться игре на фортепиано под руководством педагога. Задача пособия - привлечь ребёнка к музыке и инструменту, сделать нелёгкий процесс освоения начальных навыков игры на фортепиано посильным и интересным.
В первом разделе сборника представлены пьесы для игры по нотам. Материал усложняется постепенно, «занимательные» стихотворные тексты помогают усваивать мелодию и ритм. После того, как ученик освоит ноты в скрипичном ключе в пределах первой октавы, вводится басовый ключ по так называемой «одиннадцатилинеечной системе» (ДО на добавочной линейке между двумя нотными станами становится центром системы). В соответствии с индивидуальными особенностями ученика указанные аппликатура, штрихи, фразировка могут быть изменены.
Второй раздел состоит из ансамблей. Особенность их в том, что свою совсем, несложную партию ученик разучивает, по слуху или «с рук» педагога, без нот и, таким образом, с первых шагов уже становится исполнителем, интересной, «настоящей» музыки, разнообразной по характеру, стилю, жанрам. В трудной, подчас рутинной работе на начальном этапе обучения ансамбли помогают привить интерес к игре, здесь же формируются первоначальные пианистические навыки, осваивается, клавиатура, развиваются, память, интуиция, воображение, эмоциональность исполнения. Играя вместе с педагогом, ученик лучше чувствует и быстрее начинает понимать метроритмические соотношения (пока ещё простейшие). Рассматривая свою партию, ребёнок знакомится с элементами нотной графики, а при игре может проследить за направлением мелодии и за её ритмическим рисунком, что поможет освоению нотной грамоты.
Ансамбли «без нот» используются не только в самом начале занятий, в донотном периоде, - ученик продолжает играть эти более интересные пьесы и далее, наряду с освоением, простейших мелодий по нотам.
В музыкальном словаре даны объяснения музыкальных терминов, необходимых на данном этапе обучения.
Автор выражает огромную благодарность ученице художественной школы-студии «Зазеркалье» пятилетней Регине Есениной, рисунки которой использованы в оформлении сборника.
Содержание
-
Заяц белый
-
-
Загадка
-
-
Загадка
-
-
Поезд
-
-
Дождик
-
-
Лежебока
-
-
Считалка для мышки
-
-
Ветерок
-
-
Сороконожки
-
-
Л. Слука. Кошка съела кашу
-
-
Чешская детская песенка
-
-
Зайчик. Детская песенка
-
-
Где спит рыбка
-
-
Ходит сон
-
-
Хохотальная путаница
-
-
Еду, еду
-
-
С. Слонимский. Полька белой лошади
-
-
Загадка
-
-
Про котю
-
-
Черепаха
-
-
Ехали
-
-
Сова
-
-
Мой котёнок. Греческая народная песня
-
-
Лиса и крот
-
-
На улице дождь. Русская
-
-
народная песня
-
-
На окошке
-
-
С утра до вечера. Английская детская песенка
-
-
Д. Уотт. Три поросёнка
-
-
Б. Чайковский. Урок в мышиной школе
-
-
Зимняя песенка
-
-
Три мальчугана. Французская народная песня
-
-
Ю. Литовко. Весёлые лягушки
-
-
А. Рыбников. Серый слон
-
-
А. Рыбников. Снегопад
-
-
А. Рыбников. Загадка
-
-
А. Рыбников. Загадка
-
-
А. Рыбников. Три пингвина
-
-
А. Рыбников. Барашек
-
-
А. Рыбников. Про слона
-
-
К. Лонгшамп-Друшкевичова. Полька
-
-
В. А. Моцарт. Приди, весна
-
-
По дороге жук. Украинская народная песня
-
-
3. Левина. Тик-так
-
-
Хочешь с нами в огород? Английская детская песенка
-
-
A. Спадавеккиа. Добрый жук. Песенка-танец из кинофильма «Золушка»
-
-
В. Шаинский. Весёлая карусель. Песня из мультфильма «Весёлая карусель»
-
-
Упражнения
-
Играем без нот. Ансамбли.
-
В. А. Моцарт. Колокольчики Папагено
-
-
В. Агафонников. Спать пора
-
-
А. Островский. Спокойной ночи, малыши!
-
-
Белка. Словацкая народная песня
-
-
Калинка. Русская народная песня
-
-
М. Блантер. Марш футболистов. Переложение В. Агафонникова
-
-
A. Лядов. Колыбельная
-
-
B. Беляев. Волынка
-
-
Э. Захаров. Добрый бегемот
-
-
А. Бородин. Полька
-
-
Ф. Пуленк. Вальс (фрагмент)
-
-
Баневич. Лошадь (фрагмент)
-
-
Т. Чудова. Малый барабан, флейта, большой барабан
-
-
А. Мачавариани. Караван (фрагмент)
-
-
Д. Верди. Из оперы «Травиата»
-
-
Д. Верди. Ой-ра! Ой-ра! Комическая полька. Из сборника «Музыкальные бирюльки»
-
-
Словарик
-