Составитель: Полтораков Е.
Юные музыканты, обучающиеся в классах ударных инструментов ДМШ и музыкальных колледжей, как правило, испытывают потребность в ансамблевой литературе, необходимой им для учебной работы и для концертных выступлений. Цель данного издания - расширение такого репертуара, а также ознакомления учащихся с современными системами нотной записи ударных, вс? чаще применяемых в современных нотных изданиях. Педагогу следует прежде всего внимательно ознакомиться с предисловием, условными обозначениями и методическими указаниями к каждой пьесе, в которых дана подробная схема расположения инструментов.
Автор транскрипций не пытался расположить материал по возрастающей сложности. В каждой из пьес имеются партии разной степени трудности, И задача педагога - распределить их соответственно уровню подготовки учеников. Таким образом, каждую пьесу могут исполнять учащиеся разных классов или курсов.
Вполне осознавая трудности с наличием разнообразных ударных инструментов в учебных заведениях, автор свёл их состав возможному минимуму с прибавлением инструментов, которые можно изготовить даже в домашних условиях. Так например, отсутствующие латиноамериканские клавес вполне уместно заменить любыми подготовленными (подпиленными, подструганными) двумя палочками из звонкой древесины (например, дуба, клёна и т. д.) диаметром 15-20 см, а вместо маракас - любыми ёмкостями, будь то пластиковые шарики, банки из-под кока-колы или даже простых консервных банок с насыпанной вовнутрь «мелочью» - гвоздями, мелкими камешками, сушёным горохом и т. д. В каждом отдельном случае фантазия подскажет ученикам и учителям возможные решения проблемы.
При отсутствии каких-либо ударных инструментов, руководитель вправе заменить их, учитывая, конечно, функциональные задачи партии. Педагог, сообразуясь с собственными условиями музицирования, может продолжить поиски замен, не пренебрегая при этом введением в состав ансамбля даже неударных инструментов (например, флейту вместо глоккеншпиля или второго ксилофона) - решения могут быть самыми разнообразными и подчас неожиданными.