Шестая симфония Чайковского (1893), признанная одним из наиболее трагичных произведений мировой музыки, известна также тайной, окутывающей ее программу и неожиданную смерть самого композитора всего через девять дней после премьеры.
Книга Марины Рыцаревой, известного музыковеда, специалиста по русской музыке,— авторская версия работы, вышедшей в 2014 году на английском языке. В ней предлагается совершенно новая трактовка программы Шестой симфонии Чайковского в контексте богоискания — важного явления в истории русской мысли.
Для всех интересующихся творчеством Чайковского.
Содержание:
Предисловие
Сокращения
Глава 1. Секретность
Глава 2. Перед 4 февраля
Глава 3. Кто герой симфонии?
Моцарт и Христос
Религиозность Чайковского
Христос — культурный герой Чайковского
Чайковский и Евангелие
Духовная тематика и русская музыка XIX века
Глава 4. Русская культура, Иисус Христос и Сострадание
Литература
Изобразительное искусство
Музыка
Глава 5. Что может скрываться в программе Патетической симфонии?
Сценическая зримость
Сцены, символы, топики
Глава 6. Четыре части и их корреляция
Планы, оси и векторы цикла
Первая и третья части
Первая и четвертая части
Третья и четвертая части
Финал по отношению к первой, второй и третьей частям
Первая и четвертая части по отношению ко второй и третьей
Первая часть по отношению ко второй, третьей и четвертой
Третья часть по отношению к первой, второй и четвертой
Глава 7. «Как в ловко веденном романе»
Интродукция
Главная тема
Побочная партия
Сердцевина истории
Послесловие к главе 7
Глава 8. Интермеццо: загадочный вальс
Глава 9. Великая двойственность
Добро или зло?
Версия первая: железная сила, риторика насилия
Версия вторая: испытание судьбы
Версия третья: симбиоз осанны и глумления
Глава 10. Дом Скорби
Заключение
Указатель имен и названий