<...> Уже по первым строкам ясно: новая книга серии «Жизнь замечательных людей» не из числа так называемых «популярных биографий о Бетховене», авторы которых терзаются, как бы заполнить несколько сот страниц и чем бы ошарашить читателя. Здесь встречаются специально выделенные беллетризованные вкрапления, но они основаны на реальных фактах. И о факты, которым тесно на страницах, вдребезги разбиваются вымыслы и домыслы.
Это далеко не первая книга самого авторитетного российского бетховеноведа Ларисы Валентиновны Кириллиной, целиком посвященная немецкому композитору. В 2001-м в ее переводе... вышли мемуары «Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса» <...> В 2009-м появился двухтомник «Бетховен. Жизнь и творчество», мгновенно испарившийся с прилавков. Новая биография – совсем в другом жанре. Даже язык здесь иной, нежели в двухтомной монографии. Объемная, с детально прописанными подробностями творческих и житейских обстоятельств композитора, характеров его родни и знакомых, исторических и топографических реалий, книга читается на одном дыхании... <...>
Биография прекрасно иллюстрирована – не только историческими изображениями, но и вполне современными видами мест, где Бетховену случалось бывать. Едва ли не все тропы, по которым бродил герой книги, пройдены автором с фотоаппаратом в руках, поэтому так часто при чтении возникает «эффект присутствия».
... В мире научных знаний жизнь и творчество Бетховена изучены до мельчайших деталей. В мире популярной литературы, которой чаще всего пичкают детей, композитор по-прежнему зовет на баррикады, расталкивает придворных и задает головомойку Гёте. Биография, написанная знатоком эпохи Просвещения, призвана сыграть просветительскую роль". (Из рецензии на книгу А. Булычевой)
Мнение эксперта:
...Максимально полное воссоздание событий жизни композитора, хронологически последовательное повествование с редкими вставками правдоподобных бесед (ну не удержалась!), подкрепленное огромным количеством источников – писем, журнальных статей, дневников, мемуаров, записок – всё говорит о большой работе, проделанной автором, серьёзности исследования, неизменном уважении и такте ученого и человека.
Кириллина любит Бетховена, но не той любовью-обожанием, что авторы-романтики, а какой-то ученической что ли, которой отличница консерватории любит пожилого профессора композиции: за мудрость, за опыт, за самоотверженность, за подвиг. Восклицательные знаки для такой любви не нужны, и встречаются они в основном в письмах самого Бетховена.
Отдельно стоит отметить кропотливую работу, проделанную для развенчания мифов о композиторе. Несомненно, в Ларисе Кириллиной сидит Агата Кристи, и в своей книге она выпускает скрытого детектива на свободу – сличать показания, искать таинственных незнакомок, опровергать наговоры недобросовестных свидетелей. Кажется, ни один знаменитый бетховенский миф не избежал деконструкции и опровержения. Моцарт не говорил, встретив юного Людвига в Бонне: “Он всех заставит говорить о себе”, а эпизода с императрицей, Бетховеном и Гёте попросту не могло быть – не совпадает время, да и сам апокриф рожден гораздо позже. Почему поссорились Бетховен с князем Лихновским, да так, что композитор под дождём бежал несколько вёрст? Каковы были отношения классика с двором, знатью и меценатами? Могло ли сложиться его личное счастье с одной из любимых женщин? Кто, наконец, та самая бессмертная возлюбленная? Всё это разобрано с привлечением надежных источников и ссылками на труды современных западных исследователей (книга очень актуальна).
Иногда мы можем воссоздать при помощи книги каждый месяц жизни Бетховена, порой – каждый день. Кроме того, автор дает надежный путеводитель по бетховениане – кому верить, а кому нет (главными выдумщиками были Беттина фон Арним и Антон Шиндлер). Здесь много написанного самим композитором, не на нотной бумаге, а для друзей, покровителей и прекрасных женщин в платьях по моде Империи. Эпоха в письмах Бетховена узнаётся в больших исторических потрясениях и открывается заново через строки о гонорарах, поездках, быте и современниках. Гения волновало всё, жаль, что сам он, настоящий, так мало кого-либо заботил…
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1001445523/reviews-bethoven-larisa-kirillina