«Музыка и музыканты Третьего рейха» — первая книга на русском языке, посвященная музыкальной жизни гитлеровской Германии. На основе новейших источников в книге воссоздана атмосфера эпохи, в которой музыка становилась «глотком воздуха» для людей, погруженных в бесконечный ужас происходящего. Механизм функционирования музыкальной индустрии Третьего рейха показан объемно и многогранно: от нацистского законодательства и идеологических установок в области культуры до бытования музыки в концлагерях.
Автор рассказывает о судьбах музыкантов — как приверженных идеологии рейха, так и противостоящих ей, как рядовых, так и великих, ставших первыми в истории музыки ХХ века — Рихарде Штраусе, Вильгельме Фуртвенглере, Герберте фон Караяне.
Книга адресована всем интересующимся историей искусства первой половины ХХ века.
*
Мы ощущали войну и днем, и ночью. Она все в большей мере определяла нашу жизнь и нашу работу. Чуткий художник всегда реагирует на настроение зрительного зала. Когда мы стояли на сцене, то при наступлении тишины осознавали, что сидящие внизу в темноте люди охвачены, как и мы, страхом, ощущением горести своего существования. Как будто нас соединяли невидимые скрепы. Теперь главной задачей нашего пребывания на сцене было отвлечь людей от того, что их тяготило. Это одна из причин, по которой мы не уезжали, как многие из тех, кто был вынужден это сделать…
Окружавшую нас атмосферу трудно описать. Она была настолько невыносимой, что удивительно, как мы могли в ней выжить, и это мы осознали, только когда она исчезла.
Что из себя представляет нацистская эпоха, может понять лишь тот, кто жил при этой системе, пережил конфликт с собственной порядочностью, подолгу себя вопрошая, сколько это может еще продолжаться...
Ганс Хоттер
Прочесть главу из книги можно на сайте интернет-журнала «Дискурс».
Рецензия Михаила Ефимова в журнале «Знамя» (№5, 2017).