В настоящем издании впервые публикуются три работы известного педагога и композитора С. М. Майкапара (1867—1938), посвященные проблемам фортепианного исполнительства. В них рассматриваются не только художественные и психологические аспекты исполнительской деятельности, но и даются практические советы по подготовке музыканта к публичным выступлениям. В комментариях к прелюдиям и фугам I—ХV и ХХIV первого тома «Хорошо темперированного клавира» по-новому раскрывается художественный смысл и значение этого сочинения.
Большое внимание уделено анализу особенностей гармонии, голосоведения, тематической разработки музыкального материала. Книга предназначена студентам и преподавателям средних и высших музыкальных учебных заведений.
Содержание
1. А. Майкапар. Музыкальное исполнительство и педагогика
(Из неизданных трудов профессора С. М. Майкапара)
2. ТВОРЧЕСТВО МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
3. Введение
4. Свойства и особенности музыкально-исполнительской творческой функции
5. Взаимодействие между исполнителем и слушателями
6. Артистическая лихорадка, ее причины и методы борьбы с нею
7. О некоторых явлениях, связанных с публичным исполнением
8. Обрывы исполнения, отказы памяти, кружение на месте и другие инциденты во время публичных выступлений музыкального исполнителя. Их причины
9. Роль педагогики в деле пробуждения культуры и высвобождения творческой функции музыкального исполнителя
10. Техническое, теоретическое и художественное оснащение музыканта-исполнителя
11. Ансамблевое и коллективное исполнительство как фактор, содействующий развитию и обогащению индивидуального исполнительского творчества
12. Явление и проблема «вундеркиндства»
13. Разновидности природных творческих музыкально-исполнительских дарований. Факторы, обусловливающие сходства и различия в индивидуальных музыкально-исполнительских творчествах
14. ОТ КАКИХ ПРИЧИН ЗАВИСИТ ВОЛНЕНИЕ,МЕШАЮЩЕЕ ПУБЛИЧНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ МУЗЫКИ
15. Введение
16. 1. Значение ритма
17. 2. Влияние техники
18. РАЗБОР ПРЕЛЮДИЙ И ФУГ «ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННОГО КЛАВИРА» БАХА
19. Прелюдия I
20. Фуга I
21. Прелюдия II
22. Фуга II
23. Фуга III
24. Прелюдия IV
25. Фуга IV
26. Прелюдия V
27. Фуга V
28. Прелюдия VI
29. Фуга VI
30. Прелюдия VII
31. Фуга VII
32. Прелюдия VIII
33. Фуга VIII
34. Прелюдия IХ
35. Фуга IХ
36. Прелюдия Х
37. Фуга Х
38. Прелюдия ХI
39. Фуга ХI
40. Прелюдия ХII
41. Фуга ХII
42. Прелюдия ХIII
43. Фуга ХIII
44. Прелюдия ХIV
45. Фуга ХIV
46. Прелюдия ХV
47. Фуга ХV
48. Прелюдия ХХIV
49. Фуга ХХIV
50. Пояснение терминов, встречающихся в разборе прелюдий и фуг
51. Тоника, доминанта, субдоминанта. Тональность
52. Лады
53. Предъем
54. Контрапункт
55. Двойной контрапункт
56. Тройной контрапункт
57. Подвижной контрапункт
58. Stretto
59. Имитация
60. Проведение и интермедия
61. Вождь, спутник, противосложение
62. Каданс
63. Мелодическая фигурация
64. Гармоническая фигурация
65. Модуляция
66. Секвенция
67. Форма песни
68. Basso ostinato
69. Разбор некоторых правил, по которым сочиняется фуга