Составитель: М. В. Лидский
ВНИМАНИЕ: в данный момент этого издания нет в наличии.
В сборник статей по истории и теории фортепианного искусства включены редкие и публикующиеся впервые материалы о великих пианистах и педагогах прошлого, воспоминания, интервью, заметки об исполнении фортепианных произведений.
Редактор-составитель: М. В. Лидский
Редакционная коллегия: Е. Г. Бельфор, И. С. Блинов, С. А.
Главатских, Д. Б. Горбатов, В. В. Грязнов, М. В. Лидский, Н. И. Рубцов, Н. Ю.
Рудковская, Р. М. Фрумкина, И. И. Харисов, В. В. Шпиницкий
В альманах-2012 включены следующие материалы под общим
заглавием LES TOMBEAUX (так назывались пьесы, посвященные
памяти усопшего).
Эмиль ГИЛЕЛЬС
«Главное – образ». Эмиль Гилельс в беседе с Инго Харденом
Интервью, которое Э. Г . Гилельс дал немецкому журналу
«Фонофорум» в 1972 г.,
во время записи концертов Брамса с оркестром Берлинской филармонии п/у О.
Йохума. Запись эта, как известно, стала одним из шедевров пианиста. Великий
пианист рассказывает о своем подходе к различным композиторам, к самой музыке.
Знаменитый немецкий критик Инго Харден делится своими суждениями об искусстве
Гилельса. По-русски публикуется впервые.
Подборка прессы – от чудовищного памятника 1930-х гг.
(«Воспитание Эмиля» В. Городинского, одного из высоких советских музыкальных
чиновников) до рецензий последних лет творческого пути великого артиста,
написанных видными музыкантами.
В. М. Городинский. Воспитание Эмиля
Элен Журдан-Моранж. Триумф Эмиля Гилельса во Дворце Шайо
А. М. Меркулов. Не только в юбилей
Г. Б. Гордон. Бетховенский цикл Э. Гилельса
Е. Я. Либерман. Художник-мыслитель
Страницы воспоминаний:
Альдо Чикколини
Рудольф Баршай. Из беседы с Феликсом Готлибом
В. А. Столов. Воспоминания об учителе
Дополнение. Из писем Э. Г. Гилельса к В. А. Столову
Тами Аронович
Уриэль Сегал. Встреча с Эмилем Гилельсом
А. С. Церетели. Воспоминания о короткой переписке с Э. Г. Гилельсом
Большая часть публикуемых воспоминаний выходит по-русски
впервые, а воспоминания профессора Казанской консерватории В. А. Столова
написаны специально для сборника.
Станислав НЕЙГАУЗ
Е. Р. Рихтер. Загадка
Статья профессора Московской консерватории (в прошлом –
ученицы и ассистентки Станислава Нейгауза), дополненная по сравнению с прежними
публикациями.
Кирилл Диановски. Воспоминания о С. Г. Нейгаузе
С. Я. Калачев. Из воспоминаний о С. Г. Нейгаузе
Воспоминания бывших учеников
профессора С. Г. Нейгауза, ныне профессоров вузов Братиславы и Воронежа.
Написаны специально для сборника. Сообщаются ценные сведения по методике
преподавания, воссоздается сама обстановка в классе: по многочисленным
признаниям учеников, большой артист учит, прежде всего, сам собой… К. Диановски
подробно воспроизводит указания профессора к одному из шедевров его репертуара
– Четвертой балладе Шопена.
Генрих Нейгауз (младший). О том, что помню… Подробные воспоминания сына Станислава Нейгауза, повествующего об отношении и исполнении
отцом музыки различных композиторов, рассказывающего немало нового о самом
Станиславе Нейгаузе. Подробно описывается работа в классе над несколькими
сочинениями – в частности, факсимильно воспроизведены ноты Ноктюрна до минор
Шопена с пометками мастера.
Сведения о репертуаре и аудио/видеозаписях Станислава Нейгауза
Подробный перечень аудио- и видеозаписей выдающегося артиста
публикуется впервые.
Татьяна НИКОЛАЕВА
М. С. Петухов. Татьяна Петровна Николаева (фрагменты воспоминаний)
Дополнение: М. С. Петухов отвечает на вопросы М. В. Лидского
Из писем Д. Д. Шостаковича Т. П. Николаевой. Публикация К. К.
Тарасевича.
Впервые публикуемые фрагменты писем великого Шостаковича к
молодой пианистке и композитору (1950-е гг.).
Список сочинений Т. П. Николаевой. Составлен М. Г. Ефремовым
Самуил ФЕЙНБЕРГ
А. Н. Александров. Самуил Фейнберг
Статья выдающегося композитора, написанная еще в начале
1920-х гг., в которой дается высочайшая оценка творчеству С. Е. Фейнберга –
большого композитора, прославившегося, прежде всего, как пианист и педагог.
Из писем С. Е. Фейнберга. Подготовка текста и комментарии: В. В. Бунин,
М. В. Лидский, М. Д. Соколова, Н.-А. Фигови
М. А. Ещенко. [Воспоминания о С. Е. Фейнберге]
С. Н. Величко. Я его боготворила и внимала ему, как пророку
Воспоминания двух бывших учениц Фейнберга, впоследствии
видных музыкантов и педагогов. Воссоздается неповторимая атмосфера уроков
профессора. Публикуются впервые.
В. В. Бунин (исследователя и пропагандист творческого
наследия Фейнберга, автор нескольких книг и статей о нем) отвечает на вопросы
М. В. Лидского.
ИНТЕРВЬЮ, ВОСПОМИНАНИЯ, СТАТЬИ
Кэрола Гринди. Из бесед с пианистами: Хорхе Боле, Эдит Пихт-Аксенфельд,
Магда Тальяферро, Фу Цун
Кэрола Гринди (Carola Grindea) – основатель и многолетний
президент Европейской ассоциации преподавателей фортепиано (European Piano
Teachers’ Association; EPTA) На протяжении многих лет в “Piano Journal”
(печатный орган EPTA) под рубрикой “Who is Who of Pianists” (“Кто есть кто
среди пианистов”) публиковались ее
интервью с известными пианистами и фортепианными педагогами. Собеседники Кэролы
Гринди рассказывают о своей работе, о том, как и у кого они учились,
высказываются по ряду важных профессиональных проблем.
Л. Е. Слуцкая. Из бесед с пианистами – профессорами Московской
консерватории
Фрагменты бесед профессора Московской консерватории Л. Е.
Слуцкой с известнейшими профессорами-пианистами: Э. К. Вирсаладзе, В. В.
Горностаевой, С. Л. Доренским, М. С. Воскресенским, А. А. Наседкиным, Ю. С.
Слесаревым, Н. А. Петровым, Н. Л. Штаркманом и др.
И. Н. Захарова. Страницы жизни
Воспоминания известного педагога ДМШ г. Дубны (Московская
область) о детстве, о годах учения в Гнесинском институте (1950-е гг.), о
встречах с М. В. Юдиной в Хабаровске (где автор работала одно время) и Москве,
о собственной педагогической работе, об
эпохе…
М. И. Маршак (Marina Marshak–Young). Из
воспоминаний
Автор – многолетний педагог МСМШ им. Гнесиных, а затем
университета Ратгерс (США) – вспоминает своих учителей – знаменитых музыкантов
Н. Л. Фишмана, А. И. Иохелеса, М. В. Юдину; своего безвременно умершего
исключительно одаренного ученика Кирилла Дудникова, делится опытом работы и
жизни…
Генрих Нейгауз (младший). Из воспоминаний. О дорогих и любимых. Андрей
Новицкий
Генрих Нейгауз (младший) вспоминает покойного друга –
покойного пианиста Андрея Новицкого – легендарного «скрябиниста», злой волею
судьбы лишенного возможности полноценно концертировать. В текст включена запись
беседы автора с М. А. Новицкой.
Л. А. Франк. Очерк о любимом педагоге
Очерк профессора Уфимской академии искусств им. З. Исмагилова
об учителе – профессоре Б. М. Берлине. Подробно описана знаменитая «система
Берлина».
Т. Я. Подрабинек. Жизнь и судьба русской пианистки Ольги
Ачкасовой–Юниус
Мемуарный очерк известного детского педагога об учителе – О.
И. Ачкасовой-Юниус. Бывшую ученицу А. К. Глазунова и А. Н. Есиповой, а затем
учительницу молодого Евгения Мравинского судьба забросила сначала в эмиграцию,
а затем в интинские лагеря. После освобождения О. И. Ачкасова-Юниус осталась до
конца дней в Инте, где преподавала в музыкальной школе. Автор подробно пишет о
методике своего педагога, повествует о жизни в Инте 1950-х гг.
А. С. Церетели. Вновь слушая КлибернаСтатья о всенародном любимце Ване Клиберне, навеянная
публикацией фирмой «Мелодия» собрания записей пианиста. Автор подробно
рецензирует диски, делясь соображениями и размышлениями о судьбе пианиста и
восприятии его искусства на протяжении десятилетий.
ПУБЛИКАЦИИ
Дискуссия о развитии исполнительского мастерства пианиста. Стенограмма
собрания фортепианного факультета Московской государственной консерватории
(декабрь 1953 г.).
Подготовка текста и комментарии А. М. Меркулова и М. В. Лидского
Впервые публикуется стенограмма обстоятельной дискуссии,
имевшей место на фортепианном факультете Московской консерватории в 1953 г., – с участием Г. Р.
Гинзбурга, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, В. В. Нечаева, В. А.
Архангельского, М. С. Неменовой-Лунц, Л. Н. Бермана и А. А. Николаева. Материал
ценнейший.
Клод Дебюсси. Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна». Обработка для
фортепиано А. И. Ведерникова (факсимиле рукописи). Публикация О. В. Худякова
Творческое наследие Анатолия Ведерникова лишь начинает
получать подлинное признание. В его архиве сохранилось немало сделанных им
переложений. Одна из первых публикаций – транскрипция знаменитой пьесы Дебюсси.
Кирилл Дудников. Прелюдия и фуга си мажор (факсимиле рукописи).
Публикация Н. Н. Козерчук
Рукопись одной из прелюдий и фуг Кирилла Дудникова
(1956–1976). Подробнее об авторе – в воспоминаниях М. И. Маршак.
Макс Регер. «Песни без слов» Феликса Мендельсона Бартольди. Перевод и
комментарии: В. В. Шпиницкий.
Статья Макса Регера, написанная к 100-летию Мендельсона (в 2009 г., как известно,
праздновалось уже 200-летие…). Статья выдающегося композитора и теоретика
содержит немало проницательных метких оценок.
Франц Шуберт. Соната ля мажор ор. 120 с пометками М. И. Гринберг
(факсимиле). Публикация О. А. Макаровой
Стало доброй традицией включать в волгоградские фортепианные
сборники факсимиле нот, по которым работала Мария Израилевна Гринберг. В новом
сборнике вниманию читателя предлагается копия ее рабочего экземпляра Сонаты ля
мажор ор. 120 Франца Шуберта, одного из шедевров репертуара пианистки.
Многочисленные пометки касаются интерпретации и технологии.
Памяти И. В. Никоновича (1935–2012)
Некролог, написанный редактором-составителем сборника М. В.
Лидским.