Чтобы научиться джазовой импровизации, нужно иметь представление о природе джазовой музыки и ее законах. Джазовая грамота и теория имеют свои особенности. Познакомившись с ними, легче овладеть на практике искусством джазовой импровизации. В этом учебнике автор, известный петербургский композитор Олег Хромушин, предлагает освоить стилевое направление, которое можно определить как традиционный джаз.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. МЕЛОДИЯ. ГАРМОНИЯ. РИТМ
Глава II. Аккорды
Глава III. Ритмические построения
Глава IV. Хроматизм (неаккордовые звуки).
Глава V. Синкопы и акценты
Глава VI. Блюз
Глава VII. Свинг
Глава VIII. Стандартные положения в джазе
Приложение
ОТ АВТОРА
"Учебник джазовой импровизации для ДМШ" создавался не вдруг. Издательство "Северный Олень", которому принадлежит эта идея, вместе с автором не один раз обдумывали его содержание, стремясь к тому, чтобы он был доступен самому широкому кругу поклонников джаза. В качестве "разведчиков" издательство опубликовало два сборника джазовых композиций и ансамблей для детских музыкальных школ. Читатели восприняли их с большим вниманием, они имели успех в музыкальных кругах. Работая над "Учебником", я сосредоточил свое внимание на стилевом направлении, называемом традиционным, танцевальным или коммерческим джазом. Это направление наиболее популярно и понятно любителям джаза, что, надеемся, обленит начинающим музыкантам первые шаги в искусстве импровизации. В этой работе мне помогал и мой опыт, и обращение к работам отечественных и зарубежных коллег: книгам Джона Мигана "Джазовая импровизация", Джеймса Л. Коллиера "Становление джаза", Альфонса М. Дауэра "Джаз", Милана Шольца "Фортепиано в джазе" и к антологии В. Симоненко "Мелодия джаза".
Я также хочу выразить глубокую признательность издательству "Северный Олень" за внимание к этой работе. (Олег Хромушин)
ВВЕДЕНИЕ
Импровизации и аранжировка музыкальных произведений (особенно в джазе) очень тесно связаны между собой. И та и другая способны дать толчок музыкальному развитию детей, отозваться результатами на нотной бумаге (аранжировка) и в исполнительском мастерстве (импровизация). Я не стану оригиналом, если скажу, что профессиональная музыка требует определенных знаний, хорошей школы и логического музыкального мышления, без которых даже талант мало чего стоит. Эта работа — попытка приблизить детей к постижению искусства импровизации в столь далеком от них музыкальном жанре, каковым является джаз. В этом большую роль должны сыграть их преподаватели, к которым также обращено издание. Джазовая импровизация не окажется чем-то таинственным и недоступным, если, конечно, за это дело взяться всерьез. Так что стоит попробовать!