От редактора-составителя 5
Слово об авторе
Н. А. Миракьян 6
А. П. Кулыгин 6
Т. В. Иванова 8
Ю. А. Евграфов 9
Н. Г. Шантырь 15
А. Б. Хазанов. Заметки оперного хормейстера
Введение 25
Прослушивание и отбор артистов в оперный хор 30
Из чего состоит работа хормейстера в оперном театре 34
Этапы подготовки хором нового оперного спектакля 37
Участие хора и хормейстера в оперном спектакле 46
Проведение хоровой репетиции 68
Искусство владения звуком 69
Дыхание 76
Мимика 78
Интонация и строй 81
Интервалы 82
Хроматические гаммы 87
Интервалы (продолжение) 89
Дикция 98
Метроритм. Темп 104
Работа над несколькими элементами хорового звучания 116
Несколько слов о разновидностях звуковедения 122
Ансамбль 123
Нюансировка 125
Дирижер, режиссер, художник, хормейстер. Дирижеры Большого театра131
Николай Семенович Голованов 132
Самуил Абрамович Самосуд 133
Арий Моисеевич Пазовский 134
Лев Петрович Штейнберг 136
Александр Шамильевич Мелик-Пашаев 136
Юрий Федорович Файер 137
Василий Васильевич Небольсин 138
Борис Эммануилович Хайкин 139
Хормейстер и режиссер 140
Заключение 143
Приложение
А. Б. Хазанов. Деятель хорового искусства (к 100-летию со дня рождения У. И. Авранека) 144