Авторы
Тараева Галина
Ее профессиональная карьера неожиданна и даже парадоксальна. Учеба в Московской консерватории (окончила в конце 60-х). Кандидатская диссертация (1977) о польской послевоенной музыке, стажировка в Институте музыкознания Варшавского университета, затем — увлечение теорией музыкальной семантики, в последние годы — компьютерными средствами обучения (зав. кафедрой инновационной педагогики Ростовской консерватории). Случались и административные зигзаги: дважды(!) проректор по научной работе РГК им.Рахманинова, заместитель мэра Ростова-на-Дону по культуре и образованию. Бросало и в бизнес: в 90-е возглавляла киноконцертное агентство.
На фоне переменчивых научных интересов и жизненных коллизий — любимая педагогическая работа: профессорство на кафедре теории музыки и композиции, сотни студентов, аспиранты… И постоянная лекторская деятельность — 20 лет с ансамблем старинной музыки «Камерата»; мастер-классы по инновационной педагогике в разных городах.
Убежденный новатор, проповедник, человек ошеломляющей энергетики.
Интервью с Галиной Рубеновной Тараевой
Галина Рубеновна, почему Вы, профессор, авторитетный ученый, педагог с многолетним стажем промоутируете такой непопулярный пока в музыкальном образовании продукт, как компьютерные технологии?
Вы совершенно правы: плотное общение с компьютером в музыкальных учебных заведениях сегодня – удел молодежи, молодых педагогов и студентов. Они диски пишут, ноты набирают, скачивают рефераты и музыку, фильмы и партитуры из Интернета; и все это было освоено раньше своих учителей…
Спрашивается, что из этого для моего поколения лишнее?! Все нужно, удобно, целесообразно. Не всем, правда, хватает отваги, очертя голову полезть и научиться свободно всем этим пользоваться. В своей книге я процитировала одного современного педагога, которая считает, что пресловутый конфликт отцов и детей в наши дни превратился в разрыв цивилизаций. Сильно сказано, но, думаю, разрыв этот в наших силах сокращать. Если хотим быть понятыми детьми. И чтобы они нас уважали – и свои дети-внуки, и ученики.
Если они там живут, то, может быть, было бы вернее противостоять этому нашествию, а не «идти на поводу»? Как-то привычнее от почтенных профессоров ожидать сдержанной консервативной позиции, а не «бросков» в инновационные поиски…
Если коротко и просто: мне стало безумно обидно «угробить» свой педагогический опыт и научный багаж. Молодежь все умеет с компьютером и увлечена его безграничными возможностями. Они не хотят читать наши толстенные монографии и учебники, не хотят музыку «проходить», не умеют ее анализировать, понять глубоко… И я ввязалась в электронную педагогику, чтобы полноценно общаться с молодежью на ее языке. Все, что в музыке люблю, умею, знаю – предложить в современном тинэйджерском формате. Музыкальная педагогика сегодня – должна, не может не быть электронной.
Работа с компьютером стала сегодня привычной и комфортной средой нашего существования. Отчего же, на Ваш взгляд, так неохотно происходит переобустройство учебного процесса и в содержательной его части, и в технологической?
Педагогам страшновато браться – вдруг засмеют, что у тебя не получается так ловко и небрежно, как у этих «молодых и наглых». И еще страшно посягать на авторитетные существующие методики – за ними стоят корифеи...
Необходимо признать: сегодня нарушился баланс между потребностями общества и образовательной концепцией. За чем к нам сегодня приходят ученики, что они сегодня хотят от нас получить? Как ни болезненно отвечать на этот вопрос, а придется. Если завлекать их компьютерными игрушками – это только полдела. Будет актуально, прикольно. Только в первую очередь надо заново решать глобальные вопросы: чему учить. И мотивацию формировать: для чего сегодня учиться музыке. А с компьютером? Это уже как учить. Он ведь только приспособление для трансляции информации. За содержание не он отвечает. А мы сами.
В каком направлении, на Ваш взгляд, должно было бы развиваться художественное образование? Что сегодня сильнее всего тормозит развитие музыкальных школ и школ искусств?
Инерция. Школа должна быть только одним – центром интересной для ребенка современной жизни. В книге эту жизнь я условно назвала «мониторной реальностью» и «педагогикой TV-формата». Все, что интересно детям, надо «подсмотреть» в реальности и перенести в школу. А с назидательной и декларативной педагогикой тихо прощаться…
|