ВНИМАНИЕ: в данный момент этого издания нет в наличии.
Содержание:
Предисловие
Глава I. ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ. РИТМ И МЕЛОДИЯ
§ 1. МЕТРОРИТМ (теоретический материал)
1.1. Понятие ритма и метра
1.2. Виды размеров
1.3. Основное деление длительностей. Свободное деление длительностей. Виды синкоп
1.4. Темп
1.5. Особенности метроритма, характерные для некоторых композиторских стилей классико-романтической и современной эпохи
1.6. Музыкально-педагогические системы, основанные на восприятии
метроритма (Э. Жак-Далькроз, К. Орф). Метроритмическая система О.
Мессиана
§ 2. МЕТРОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (практический раздел)
2.1. О роли практического освоения ритмических заданий
2.2. Ритмические таблицы
2.3. Творческие задания к разделу «Метроритм»
2.4. Образцы выполнения некоторых творческих заданий к разделу «Метроритм»
§ 3. МЕЛОДИЯ (теоретический раздел)
3.1. Происхождение мелодии. Содержание понятия «мелодия»
3.2. Мелодия и тема
3.3. Строение мелодии и форма ее изложения
3.4. Роль фольклора в формировании мелодического языка композиторов различных эпох
3.5. Жанровая сторона мелодии. Классификация жанров
§ 4. МЕЛОДИЗИРОВАНИЕ (практический раздел)
4.1. Организация творческой работы в классе
4.2. Коллективные задания — первый этап работы над мелодизированием
4.3. Выявление индивидуальных особенностей мышления и развитие воображения учащихся
4.4. Условия и порядок выполнения творческих заданий
4.5. Сочинение мелодий на предложенные ритмы и тексты детских стихотворений
4.6. Коллективное сочинение с элементами простого многоголосия.
Творческое сотрудничество как фактор профессионального и личностного
роста учащихся
4.7. Работа с текстом. Процесс сочинения мелодии и аккомпанемента
4.8. Творческие задания с образцами выполнения
4.9. Творческие задания с образцами выполнения (более сложные виды)
4.10. Сочинение мелодий в разных характерах и жанрах. Досочинение —
продолжение заданного импульса. Сочинение мелодии на заданный ритм.
Сочинение двухголосия. Сочинение мелодии к заданной цифровке
(последовательности аккордов)
4.11. Творческие задания к разделу «Мелодизирование» с образцами выполнения. Включение новых условий работы
4.12. Образцы выполнения некоторых заданий
§ 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
5.1. «Сценарий» сочинения
5.2. Роль воображения и фантазии в творческом процессе
5.3. Примеры выполнения заданий в классе под руководством педагога.
Работа над некоторыми разделами инструментальных пьес «Осьминог»,
«Крабы»
5.4. Выполнение индивидуальных сочинений
5.5. Творческие задания к разделу «Индивидуальные и коллективные сочинения»
5.6. Примерные образцы выполнения творческих заданий
Глава II. ГАРМОНИЯ И ФАКТУРА
§ 1. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГАРМОНИИ
1.1. Общее понятие гармонии. Термин «гармония» в музыке. Гармония
как учение об аккордах. Функциональная гармония и современная гармония
1.2. Авторы основополагающих трудов по гармонии. Учение о гармонии
§ 2. ЛАД И ТОНАЛЬНОСТЬ
2.1. Содержание понятия «лад»
2.2. Тональность. Параллельные тональности. Одноименные тональности
2.3. Задания по анализу
§ 3. ИНТЕРВАЛЫ
3.1. Определение интервала. Простые интервалы. Количественная
(ступеневая) и качественная (тоновая) величина интервала. Консонансы и
диссонансы
3.2. Интервалы в тональности. Характерные интервалы. Хроматические интервалы
3.3. Понятие энгармонизма
3.4. О роли консонансов и диссонансов
3.5. Творческие задания к теме «Интервалы»
3.6. Образцы выполнения некоторых заданий
§ 4. АККОРДЫ
4.1. Определение аккорда. Строение аккордов. Четыре вида трезвучий.
Септаккорд. Семь типов основных диатонических септаккордов. Обращение
септаккордов
4.2. Основополагающее значение изучения гармонии в процессе работы
над творческим развитием музыканта. Музыкальные способности и оценка
педагогом личности учащегося
§ 5. ДИАТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
5.1. Диатоническая система в классической гармонии.
Ладотональность. Натуральный мажор и минор. Гармонический и мелодический
мажор и минор
5.2. Теория классической гармонии. Главные гармонические функции лада — тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D)
5.3. Главные трезвучия (тесное и широкое расположение).
Гармоническое соединение трезвучий. Мелодическое соединение трезвучий.
Перемещения. Скачки терций
5.4. Гармонизация мелодии. Гармонизация баса
5.5. Период. Предложение. Каденция. Кадансовый квартсекстаккорд
5.6. Секстаккорды главных трезвучий. Строение и способы соединений
секстаккордов с трезвучиями (и наоборот), а также двух секстаккордов
5.7. Практические задания
5.8. Квартсекстаккорды (проходящие и вспомогательные)
5.9. Доминантсептаккорд (V7) в каденции и внутри построения. Разрешение V7. Обращения V7, их разрешения и применение внутри построения
5.10. Субдоминантовый септаккорд второй ступени (II7), его обращения и способы разрешений
5.11. Доминантовые (уменьшенный и малый) септаккорды седьмой ступени (VII7г, VII7) и их обращения; способы разрешений
5.12. Диатонические секвенции
5.13. Практические и творческие задания
5.14. Аккорды полной диатоники
5.15. Побочные трезвучия и секстаккорды диатонической системы
5.16. Диатоническая система в классической гармонии. Натурально-диатоническая гармония М. Мусоргского
5.17. Добавленные тоны
§ 6. АЛЬТЕРАЦИОННАЯ И ХРОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ
6.1. Содержание понятий «альтерация» и «хроматика»
6.2. Определение альтерации. Интервалы в системе альтерации (хроматические интервалы). Аккорды в системе альтерации
6.3. Двойная доминанта
6.4. Хроматическая система. Отклонение и модуляция
6.5. Хроматические, транспонирующие и модулирующие секвенции
6.6. Практические задания
6.7. Виды модуляций: функциональная, мелодическая, гармоническая, мелодико-гармоническая
6.8. Дифференциация модуляций по способам выполнения: постепенная, ускоренная, внезапная
6.9. Родство тональностей. Модуляции 1-й степени родства
6.10. Модуляции 2-й и 3-й степени родства (по системе
Н. Римского-Корсакова) или 2, 3 и 4-й степени родства (по учебнику
Московской бригады)
§ 7. МАЖОРО-МИНОРНАЯ СИСТЕМА
7.1. Взаимодействие мажора и минора
7.2. Проникновение в мажорный лад аккордов параллельного минора
7.3. Обогащение гармонических красок минора за счет проникновения в него созвучий параллельного мажора
7.4. Терцовые ряды
7.5. Примеры: гармонические последовательности на тему
«Мажоро-минор», а также «Альтерация и хроматизм» на основе гармонии
П. Чайковского
§ 8. ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
8.1. Содержание понятий «Энгармоническая система» и «Энгармоническая модуляция»
8.2. Энгармоническое переключение
8.3. Местоположение энгармонической модуляции в музыкальной форме и ее драматургическая роль
8.4. Аккорды, наиболее употребительные в энгармонической модуляции: ум.VII7, ув.53, V7, V7–5, V7+5)
§ 9. ФАКТУРА. ФОРМЫ ФАКТУРНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ ГАРМОНИИ
9.1. Гармония и фактура в условиях тональной музыки
9.2. Различные типы фактуры
9.3. Неаккордовые тоны
9.4. Задержания
9.5. Проходящие звуки
9.6. Вспомогательные звуки
9.7. Фигурационные звуки
Глава III. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СТИЛИСТИКИ В МУЗЫКЕ XX–XXI ВЕКОВ
§ 1. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА
1.1. Общая характеристика нового искусства
1.2. Импрессионизм
1.3. Свободная атональность. Додекафония
1.4. Некоторые элементы серийной техники (А. Шёнберг, Э. Кшенек)
1.5. Сериальная техника
1.6. Творческие задания
§ 2. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА
2.1. Новые открытия в области музыкального авангарда
2.2. Алеаторика
2.3. Сонористика
2.4. Пуантилизм
2.5. Электронная музыка
2.6. Минимализм
§ 3. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГАРМОНИИ, АККОРДИКИ И ПРИЕМОВПИСЬМА В МУЗЫКЕ КОНЦА XIX, XX И НАЧАЛА XXI СТОЛЕТИЯ
3.1. Усложнение гармонического языка и увеличение роли диссонантности
3.2. Диссонансы в атональной музыке
3.3. Особенности классической и новой гармонии
3.4. Некоторые новые по структуре аккорды, принадлежащие к гармонии конца XIX — начала XX века
3.5. Центральный элемент
3.6. Некоторые приемы современного письма и их обозначения
3.7. Творческие задания
Таблица аккордов и их обозначений
Литература