На главную страницу Карта сайта Контактная информация
Наши телефоны: Whatsapp WhatsApp, Viber Viber 8(999)923-04-01,
8(916)563-24-99
info@classica21.ru
Skype: classica21
Мы в сети: Facebook
Классика-XXI
Магазин
Информация

Добавить в корзину

Увеличить изображение

Гайдн ЙДевять маленьких сонат для фортепиано

Классика-XXI, 52 стр., исп. редакция Е. Державиной
АРТ.01589
Цена: 250 руб.


Простота, яркая образность и небольшие масштабы впервые опубликованных в России ранних сонат Гайдна идеально подходят как для школьного репертуара маленького пианиста, так и для домашнего музицирования. Исполнительская редакция Е. Державиной. Вступительная статья проф. В. Троппа.


Мнение эксперта:

Вступительная статья проф. В. Троппа.

Девять ранних сонат Гайдна

Йозеф Гайдн (1732–1809), великий представитель «венского классицизма», поистине стал создателем классических жанров инструментальной музыки — симфонии, струнного квартета, клавирной сонаты, хотя все они были уже «открыты» до начала его творчества. Но именно Гайдн сделал эти формы жизненными, дающими возможность для самых разнообразных драматургических решений.

Удивительным образом, создавая «классические» — идеальные по конструктивной стройности — сонатные циклы, Гайдн всегда оставался бесконечно изобретательным. Каждое его произведение (при оттачивании, казалось бы, тех же самых форм) поражает свежими находками, необычными экспериментами, яркими неожиданностями. «Такова главная примета творчества Гайдна — обилие мыслей», — писал Л. Новак, автор книги о композиторе.

В клавирных сонатах разнообразие непохожих решений особенно поражает. Удивительная изобретательность Гайдна в полной мере воплощена как в его зрелых, развернутых, драматически насыщенных сонатах, так и в ранних произведениях. Поэтому простота, небольшие масштабы ранних сонат Гайдна отнюдь не означают незатейливости их концепций. Абсолютно необоснованными не только по отношению к знаменитым шедеврам позднего творчества композитора, но и ко всем его творениям выглядят долго бытовавшие представления о всегда веселом, благополучном и даже легковесном «папаше Гайдне»!

Самые первые клавирные сонаты (в течение долгого времени автор называл их «партитами» и «дивертисментами», обозначение «соната» появилось позже, что не меняло фактической сути жанра этих циклов — уже сонат) были созданы, вероятно, во второй половине 1750-х годов. Последовательность их сочинения и датировку каждой определить весьма затруднительно. Очевидно, что все публикуемые в данном издании сонаты появились не позднее первой половины 1760-х годов. В это время Гайдн уже служил капельмейстером у князя Эстергази — там, где в течение тридцати лет протекала его внешне размеренная и не слишком разнообразная, но невероятно насыщенная по объему работы и чрезвычайно интенсивная в поисках творческая жизнь.

В большинстве из ранних сонат используется характерный для венских композиторов, писавших инструментальную музыку, трехчастный тип цикла, где обязательно присутствуют одна быстрая часть (первая) и менуэт. В?случае, если менуэт является последней частью, то средняя пишется в медленном темпе; а если менуэт — вторая часть, то финал — быстрый (нередко в темпе Presto). Второй вариант ближе к итальянскому типу циклов (быстро — медленно — быстро), недаром в быстрых частях в трехдольном размере присутствуют черты итальянских танцев (сонаты № 2, 3). Помимо влияния итальянского стиля, в этих сонатах можно уловить и некоторое сходство с музыкой северогерманских композиторов, в особенности К. Ф. Э. Баха — композитора, чье воздействие с течением времени все больше ощущалось в клавирных произведениях Гайдна.

По сути дела, лишь Соната № 3 по своему строению напоминает итальянские партиты. Остальные сонаты (в полном издании клавирных сонат Гайдна под редакцией Г. Федера все публикуемые здесь произведения названы «Kleine Sonaten», то есть «маленькими», особенно миниатюрными выглядят сонаты № 2, 4, 5), хотя и не отвечают в полной мере представлениям об «устоявшемся» сонатном цикле (с обязательной формой сонатного allegro в первой части), однако в них уже наблюдаются черты драматургии настоящей классицистской сонаты. Во всех сонатах, кроме № 2, присутствует и сонатная форма: в Сонате № 3 она имеется во второй части — Andante, в Сонате №?7 — в финале, в остальных циклах — в первой части, а в Сонате № 5 признаки сонатного allegro можно найти даже в двух частях — в первой и третьей.

Интересны эти сонаты и с точки зрения поиска ярких тем, интенсивно­сти их разработки, и лирическими «откровениями» в выразительных медленных частях, примыкающих по стилю к музыке барокко, и тонкостью решений всегда «жанровых», галантных менуэтов, где лишь минорные трио вносят иногда единственную драматическую ноту в мажорное «повествование» (особенно в Сонате № 2).

Cоната № 1, до мажор. Замечательна театральная яркость образов этой сонаты — примечательная черта многих клавирных циклов Гайдна. В первой части, как это нередко бывает в ранних сонатах, форма — переходная от старинной сонатной к классицистскому сонатному allegro: здесь уже достаточно развитая разработка и почти полная реприза. В разработке преобладают минорные тональности, что обостряет драматическое развитие; создается и эффект нагнетания — прием, которым Гайдн будет блистательно пользоваться в своих зрелых сочинениях. Вторая, медленная часть написана в духе серенады, характерной для произведений итальянского барокко. В менуэте?— минорное трио (до минор), также наводящее драматическую «тень».

Соната № 2, до мажор. В этой миниатюрной, почти «игрушечной» сонате каждая грань выписана ярко и отчетливо. В первой части еще нельзя говорить о сонатной форме, она совсем незатейлива; вторая часть — изящный менуэт, так же, как и в предыдущей сонате, с ярко контрастным минорным трио; финал — Presto (таким образом, этот цикл близок итальянскому варианту).

Соната № 3, соль мажор. Один из редких примеров четырехчастного цикла в клавирных сонатах Гайдна (он еще есть только в одной сонате — Hob.?XVI:?6). Правда, здесь нельзя еще говорить о сложившемся классицистском образце: сонатной формы в цикле нет — он напоминает скорее барочную сонату da camera. К тому же в менуэте отсутствует трио, а медленная часть состоит всего из девяти тактов.

Соната № 4, фа мажор. Ее первая часть — сонатное аllegro в миниатюре, а быстрый финал назван Scherzo. В дальнейшем такое обозначение появится в третьих частях квартетных циклов Гайдна, где скерцо заменит менуэт. Здесь же в первую очередь подчеркивается игровой, шутливый характер музыки, присущий финалам сонат Гайдна на протяжении всего его творчества.

Соната № 5, до мажор. Первая часть представляет собой фактически полное сонатное allegro, тогда как в финале (Presto) — форма переходного типа, от старосонатной к сонатной.

Соната № 6, соль мажор. В сонатном allegro первой части, возможно, впервые у Гайдна появляется самая настоящая разработка. В ней развиваются все три тематических элемента экспозиции, на триольном остинатном ритме происходит яркое «нагнетание» драматического напряжения, а перед репризой возникает новый тематический элемент. Все эти черты уже полностью соответствуют тем принципам мотивной разработки, которые развивались Гайдном во множестве его более поздних произведений. Замечательна яркость ритмов в этой части, в том числе и обыгрывание триолей, дуолей и квартолей. Особенно примечательна ритмическая фигура, с которой начинается соната — . Эта фигура становится излюбленной в клавирных произведениях композитора и служит выразительным элементом для создания многих впечатляющих образов на протяжении долгих лет его творчества. Любопытно редкое применение в быстром финале сложной трехчастной формы с минорной серединой. Такая форма обычно используется в менуэтах.

Соната № 7, ре мажор, не случайно обозначена в каталоге произведений Гайдна как «вариации». Здесь мы встречаемся с редким для раннего творчества композитора примером использования именно этой формы в первой части сонаты. Такое решение цикла станет привычнее для Гайдна позже, в экспериметальных сочинениях 1780-х годов. Вторая часть — менуэт без трио, а сонатное allegro появляется только в финале.

Соната № 8, до мажор. В первой части сонаты (темп Allegretto, преобладание мягкого триольного движения) воплощен скорее лирический образ. Этим она отличается от большинства «соседних» сонат. Интересно, что в репризе (часть написана в старосонатной форме) первая тема звучит в одноименном миноре — весьма редкий случай у Гайдна! И вторая часть, Andante, написана (в отличие от более ранних циклов) в другой тональности.

Соната № 9, ре мажор. Здесь — довольно редкий в раннем творчестве композитора двухчастный цикл, состоящий только из быстрой части и менуэта (Гайдн был особенно склонен к такому циклу уже в относительно поздних клавирных сонатах). В сонатном allegro вновь присутствует довольно интенсивное «нагнетание» в разработке на разложенных аккордах, приводящее к минорной кульминации.

Богатство музыкального языка, индивидуальность и яркая образность ранних сонат Гайдна делают их настоящими маленькими сокровищами. И сколько радости и, конечно, пользы принесет юным пианистам работа над этими замечательными творениями!

В. В. Тропп

 


Внимание! Остались последние экземпляры!
Перед заказом рекомендуем уточнить наличие по тел. +7 999 923 04 01 или по адресу info@classica21.ru.

Дополнительная информация об издании:
Изображение .JPGсодержание (242 Kb)

Если в описании издания не указано содержание, пожалуйста, сообщите нам об этом.

Другие издания по этой теме:

Отзывы Оставьте Ваш отзыв:
Ваше имя:
Комментарий:
Введите цифры, изображенные на картинке
 
Ваша корзина пуста
Условия заказа
Войти на сайт Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Учебники и тетради по сольфеджио
Учебники и тетради по музыкальной литературе

Если вы не нашли нужное издание на нашем сайте, сообщите нам:

Название издания и его автор

Ваш адрес электронной почты

Мы обязательно постараемся вам помочь.





Используются расчеты Универсального калькулятора Почты России и EMS
Copyright © Арт-Транзит учебная литература по искусству. Издательский дом «Классика-XXI», 2005-2024
Контактная информация

Студия InformProject. Создание сайтов. Создание сайта -
Студия «InformProject», 2005