Книга известного советского пианиста-педагога и композитора С. М. Майкапара (1867—1938) посвящена исследованию феномена музыкального слуха. В ней рассматривается целостная картина развития музыкального слуха как основы для плодотворной музыкальной деятельности. В приложении впервые публикуется статья С. Майкапара «О сиамской музыкальной системе», в которой по-новому освещается проблема равномерной темперации в музыке. Издание рассчитано на музыкантов-профессионалов и представляет интерес для любителей музыки.
Содержание
1. Профессор С. М. Майкапар и его «Музыкальный слух»
2. Предисловие к 1-му изданию
3. Предисловие ко 2-му изданию
4. Гл. I. Что следует разуметь под музыкальным слухом?
5. Гл. II. Значение музыкального слуха
6. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Природа и особенности музыкального слуха
7. Гл. I. Природа музыкального слуха
Предварительные сведения из физики звука. Устройство и отправления слухового органа.
8. Гл. II. Особенности музыкального слуха
Хорошее и плохое состояние слуха. Условия, влияющие на состояние слуха: значение внимания; влияние интонации, звуковой краски, ритма, нюансировки, фразировки и формы.—Влияние цельной художественной музыки.— Виды плохого состояния слуха: раздражение, притупление, утомление, усыпление и рассеяние слуха.— Некоторые особые свойства музыкального слуха.
9. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Система развития слуха
10. Гл. I. Развитие внешнего слуха
Что такое развитой музыкальный слух и в чем его назначение?— Восприятие звуковых впечатлений и суждение о них как основа развития слуха. Изучение интонации, красок и нюансировки скрипичных звуков.— Полная система развития слуха.
11. Гл. II. Практическое осуществление предлагаемой системы развития слуха
12. Гл. III. Развитие внутреннего слуха
13. Гл. IV. Абсолютный музыкальный слух и его истинное место
14. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Краткое перечисление выводов этого сочинения. Еще о значении музыкального слуха.— Взгляд на будущее музыкальной педагогики в деле развития слуха
15. Приложения:
№1.Устройство сирены №2.Определение величины интервалов и числа колебаний любого консонирующего звука по числу колебаний данного №3.Скрипичные флажолеты; способ их извлечения и причина появления №4.Объяснение, данное Гельмгольцем явлению созвучания №5.Системы тонов
16. О сиамской музыкальной системе по проф. Штумпфу и ее значении для оправдания целесообразности нашей равномерной темперации