ВНИМАНИЕ: в данный момент этого издания нет в наличии.
«…Я пытался как можно органичнее вписаться в ситуацию, созданную
Васильевым с тем, чтобы музыка стала неотъемлемой частью спектакля
«Илиада». Однако, несмотря на это, мне кажется, музыка «Илиады» может
звучать и самостоятельно. Этому в немалой степени способствуют
уникальные исполнительские возможности хора «Илиада», обретенные им в
совместной работе с Андреем Котовым, Светланой Анистратовой и Татьяной
Гринденко – именно ей принадлежит большинство акустических и
артикуляционных находок, которые стали визитной карточкой данной записи.
…»
Слово
«Илиада» может ввести в заблуждение. Оно ассоциируется с чем-то давно
минувшим и не имеющим к нам никакого отношения. Даже если мы уточним и
скажем, что речь идет о XXIII песне Илиады, т.е. о погребении Патрокла,
то и тут мы вряд ли приблизимся к актуальному сопереживанию, ибо легко
можем отделаться шекспировской фразой: «Кто мы Гекубе?». Но если мы
примем во внимание, что все последние годы этой темой занимался Анатолий
Васильев, построивший свой театр, а затем изгнанный из этого театра и
из России вообще, то тема Троянской войны и тема тризны по Патроклу
примет более актуальный характер. И дело тут даже не в том, что «Илиада.
XXIII песнь» стала последним наиболее фундаментальным и
репрезентативным спектаклем, поставленным Васильевым в России, а в том,
что сам Васильев благодаря своим фантастическим художественным
достижениям и не менее фантастически скверному характеру давно уже
превратился в эпического персонажа, а ситуация, в которой он оказался, -
давно превратилась в эпическую ситуацию. «Я построил город солнца, но
тут наступила ночь», - как-то сказал он мне. Так могли бы говорить не
только герои Троянской войны, но и герои Махабхараты, ибо именно с
Троянской войны и со сражения на поле Куру началась эпоха Кали-Юги,
эпоха космических сумерек.
В
отличии от предыдущих наших совместных работ – я имею ввиду «Плач
пророка Иеремии» и «Моцарт и Сальери», в которых использовались уже
готовые композиции, музыка к «Илиаде» писалась специально. Для этой цели
Васильев создал в своем театре специальный хор, и моя работа с этим
хором напоминала скорее не композиторскую работу, но работу в
рок-группе. Мы действовали совместно, постоянно пробуя, экспериментируя,
отвергая и снова пробуя, пока не приходили к нужному результату. Моя
цель заключалась в совмещении архаических формул и архаической
артикуляции с минималистскими методиками – именно это в наибольшей
степени могло соответствовать уже существующим васильевским наработкам и
штудиям к «Илиаде», во многом основанных на принципах боевых восточных
искусств. Я пытался как можно органичнее вписаться в ситуацию, созданную
Васильевым с тем, чтобы музыка стала неотъемлемой частью этой ситуации.
Однако, несмотря на это мне кажется, музыка «Илиады» может звучать и
самостоятельно. Этому в немалой степени способствуют уникальные
исполнительские возможности хора «Илиада», обретенные им в совместной
работе с Андреем Котовым, Светланой Анистратовой и Татьяной Гринденко –
именно ей принадлежит большинство акустических и артикуляционных
находок, которые стали визитной карточкой данной записи. И, конечно же,
над всем этим витает тень Васильева - именно тень, потому что сам он
находится далеко, и мы не можем больше как прежде встречаться с ним с
глазу на глаз. Но кто знает – может быть в его судьбе произойдет новый
поворот, и все опять изменится? Хотя вряд ли что-то может измениться в
эпоху космических сумерек, в эпоху нового ледникового периода.
Владимир Мартынов
МУЗЫКАНТ(Ы)
Художественный руководитель проекта Татьяна ГРИНДЕНКО
Руководитель хора Светлана Анистратова
Солисты:
Светлана Анистратова (3)
Анна Букатина (3 и 6)
Елена Гаврилова (3 и 8)
Екатерина Серебринская (3)
Михаил Степанич (2 и 4)
Хор ИЛИАДА