На главную страницу Карта сайта Контактная информация
Наши телефоны: Whatsapp WhatsApp, Viber Viber 8(999)923-04-01,
8(916)563-24-99
info@classica21.ru
Skype: classica21
Мы в сети: Facebook
Классика-XXI
Магазин
Информация

Авторы

Прокофьев С.

Прокофьев С.

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891 – 1953) – сов. композитор, пианист, дирижер. Нар. арт. РСФСР (1947). С 1902 занимался композицией у Р. М. Глиера. С 1904 учился в Петерб. конс. у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (муз.-теоретич. дисциплины), А. Н. Есиповой (фп.), Н. Н. Черепнина (дирижирование): окончил её как композитор (1909) и пианист (1914). В годы учебы в консерватории начал конц. деятельность. В 1918 – 33 жил за рубежом; с успехом гастролировал в Европе и Америке. В 1927, 1929 и 1932 предпринял конц. поездки в СССР.

Музыка П. – крупнейшего композитора 20 в. – воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество П. раздвинуло границы муз. иск-ва в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление совр. эпохи. Оперное и балетное творчество П., охватывающее широкий круг нетрадиц. сюжетов, новые принципы и приемы муз. драматургии, принадлежит к числу реформаторских завоеваний муз. т-ра (сотрудничал с С. П. Дягилевым, В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым). Уже в операх 1910 – 1920-х гг. («Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел») проявились особенности творч. метода П. – напряженность и непрерывность муз.-драматургич. развития, лиризм в сочетании с острой характерностью, гибкость и точность вок. декламации. От «Игрока» и «Огненного ангела», развивших традиции рус. речитативной оперы (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский), тянутся нити к опере «Семен Котко» – нар.-бытовой драме о событиях Гражд. войны и воен. интервенции 1918 – 20 на Украине, в к-рой декламационность обогащается нац. нар. песенностью. Опыт работы над нац. историко-героич. тематикой в жанре киномузыки ( к.-ф. «Александр Невский», «Иван Грозный», в содружестве с реж. С. М. Эйзенштейном ) оказал большое влияние на стиль композитора (проникновение в музыку приемов кинодраматургии) и подготовил патриотич. оперу-эпопею «Война и мир». Характерные черты нар. муз. драмы, включающей развернутые нар. и балетные сцены с большой ролью хора, слиты в ней с традициями лирич. оперы – психологизмом выразит. речитативных сцен, развитых арий и ансамблей. В ней, а также в последней опере – «Повесть о настоящем человеке» (где использованы подлинные нар. мелодии) наиб. ярко воплотилась связь стиля П. с рус. муз. фольклором, свойственная большинству его соч. Опера «Обучение в монастыре» завершила поиски П. в области совр. комич. оперы.

Сюжетное и жанровое многообразие отличает балеты П. 20-х – нач. 30-х гг. («Сказка про шута…», «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре»).Балеты П. 2-й половины 30-х – нач. 50-х гг. («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке») принесли сов. балетному т-ру мировую славу. Богатство шекспировских образов «Ромео и Джульетты», глубина трагич. конфликта обусловили широту симф. развития в балете, новаторскую трактовку хореографии и музыки, выпуклость муз. характеристик. Продолжая традиции балетов П. И. Чайковского, П. создал совр. классич. образцы жанра.

Не менее значительны достижения П. в других жанровых сферах. Таковы, прежде всего, его 7 симфоний, своеобразно синтезирующие и развивающие традиции эпич. драм. и лирико-жанрового симфонизма. 1-я симфония оригинально претворяет черты гайдновского симфонизма . 2-я симфония (2-я частая) сочетает в себе драм. напряженность и жесткость с красотой рус. распева, подвергнутого изобретательному вариац. развитию. Тесно связаны с театр. творчеством лирико-драм. 3-я (тематизм «Огненного ангела») и лирико-жанровая 4-я («Блудного сына») симфонии. Эпическая, насыщенная совр. содержанием 5-я симфония (по словам П., «симфония величия человеческого духа») и лирико-драм. 6-я симфонии навеяны событиями Великой Отечеств. войны 1941 – 45. Ясностью и гармоничностью отличается муз.-образный строй лирико-созерцательной, просветленной 7-й симфонии. Самобытный стиль фп. соч. П. (9 сонат и пять концертов, циклы) с его ударной трактовкой инструмента и преломлением раннеклассицистских фактурных приемов сыграл значит. роль в формировании нового пианизма в музыке 20 в. Музыка П., завоевав огромную популярность во всем мире, оказала значит. влияние на творчество мн. сов. и заруб. композиторов. Ленинская пр. (1957, посмертно), Гос. пр. СССР (1943; три – в 1946; 1947; 1951). Чл. Нац. академии «Санта-Чечилия» в Риме (1934), Швед. корол. муз. академии (1947), почетный чл. «Умелецкой беседы» в Праге (1946).



Книги автора:

 
Ваша корзина пуста
Условия заказа
Войти на сайт Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Учебники и тетради по сольфеджио
Учебники и тетради по музыкальной литературе

Если вы не нашли нужное издание на нашем сайте, сообщите нам:

Название издания и его автор

Ваш адрес электронной почты

Мы обязательно постараемся вам помочь.





Используются расчеты Универсального калькулятора Почты России и EMS
Copyright © Арт-Транзит учебная литература по искусству. Издательский дом «Классика-XXI», 2005-2024
Контактная информация

Студия InformProject. Создание сайтов. Создание сайта -
Студия «InformProject», 2005